fbpx

История PDF формата — инновация длинной в 30 лет

История того, как PDF-файл играет самую длинную партию в сфере технологий. Каким же образом скромная 30-летняя инновация воцарилась так надолго?

Когда вы в последний раз загружали, открывали, распечатывали или создавали старый добрый PDF-файл? Наверное, совсем недавно. По некоторым оценкам, сегодня существует не менее 2,5 триллионов PDF-файлов.

Но когда Вы в последний раз задумывались о том, что такое PDF-файлы? Развитие цифровой культуры задается стремительным темпом и стремительной новизной. Так что, вероятно, вы никогда и не думали о том, откуда же взялся вездесущий PDF-файл. Формат портативных документов, который, по сути, стремится копировать бумагу в цифровом виде, в ранних версиях существует с начала 1990-х годов. В значительной степени лишенный гламура и шумихи, формат PDF не только сохранился десятилетиями, но и одержал победу. Даже такие монстры, как Microsoft Word или PowerPoint, сталкиваются с конкуренцией от Google или Apple. Но ни одного «PDF-убийцы» так не появилось. Более того, изобретатель PDF-файлов фирма Adobe сообщает, что только в 2020 финансовом году было открыто около 303 миллиардов PDF-файлов в ее облачном сервисе Document Cloud, что составляет 17 % прироста за год. При этом, в течение этого времени в технических разговорах доминировали такие темы, как видеоконференции, беспилотный транспорт и технология распознавания лиц.

Очевидно, что мы воспринимаем незыблемость PDF как должное. PDF является цифровым эквивалентом скрепки или шариковой ручки — повседневного инструмента, настолько знакомого, что кажется, что он появился из ниоткуда, и невозможно представить его отсутствие. Но, конечно, ни один из этих объектов не появился из ниоткуда: все они были спроектированы, сконструированы, созданы, исследованы. В случае с PDF, решающее значение для его долгосрочного успеха имело решение компании, которая его изобрела, отдать свое создание в открытое использование.

Одним из основных изобретателей PDF, является Джон Уорнок (John Warnock), который в 1982 году вместе с Чарльзом Гешке (Charles Geschke) основал компанию Adobe. Оба они оставили Xerox PARC, чтобы построить бизнес, построенный на базе технологии под названием PostScript, по сути, языка позволяющего легко распечатывать компьютерные документы.

В то время, как компания разрабатывала несколько культовых продуктов – из которых наиболее известны Illustrator и Photoshop, — Уорнок был занят тем, что было связано с соединением цифрового и аналогового форматов PostScript. В начале 1990-х годов он запустил проект под кодовым названием Camelot, целью которого было создание формата файла, работающего в разных операционных системах, и который выглядел бы одинаково, будучи распечатан на любом принтере. Это было настоящей проблемой, поскольку в то время документ, созданный в MS-DOS или Unix, мог выглядеть как абракадабра на Mac, и наоборот. (Об этом оригинальная шестистраничная памятка Уорнока о Camelot – в формате PDF, https://planetpdf.com/planetpdf/pdfs/warnock_camelot.pdf).

Официальная история Adobe описывает назначение PDF как возможность «обмена информацией между машинами, системами, и пользователями таким образом, что файл будет выглядеть одинаково везде, где бы он ни был открыт». Это означало создание «цифрового формата обмена, который сохранил авторский замысел», — говорит Дэвид Парментер (David Parmenter), директор по разработке Adobe Document Cloud, — «который на действительно высоком уровне является тем, для чего PDF и был создан».

Под этими техническими терминами кроется нечто довольно простое: миссия PDF — просто быть цифровой версией старомодной бумаги.

Бумага в сочетании с весьма скучными технологиями, такими как ксерокопирование и физическая доставка, выполнили очень важную задачу: «Если я посылаю вам [документ], я хочу, чтобы мы с вами согласились, что он выглядит одинаково», — говорит Дэвид Парментер. PDF достиг этого с помощью эффективных компьютерных решений, сделав документы, которые не только превосходили рамки существовавших платформ, но и были достаточно малы, чтобы было удобно обмениваться им в электронном виде даже три десятилетия назад.

Идея Уорнока отчасти заключалась в том, чтобы заменить бумагу, поставив PDF в центр долгожданной, но все же недостижимой мечты о безбумажном офисе. Многие преследовали те же цели, и в 1990-е годы наблюдался шквал конкурентов, таких как DjVu, WordPerfect, Common Ground Digital Paper, и других, стремящихся стать единым истинным стандартом — бумагой зарождающегося цифрового мира.

Это было не просто интеллектуальное начинание: победа в этом конкурсе представлялась весьма прибыльной. Adobe объявила о выходе PDF на технической конференции в 1992 году, а в следующем году выпустила программное обеспечение для создания и чтения этого формата. По некоторым данным, дебютная программа Adobe по созданию PDF обошлась пользователям примерно в 700 долларов, а инструмент для чтения Acrobat Reader — в 50 долларов. Однако, бизнес-успехом это не стало. «Мир не получил его», — сказал позже Уорнок, добавив, что правление Adobe хотело сразу «убить» Acrobat. Помимо стоимостного фактора, PDF-файлы были более громоздкими, чем обычные текстовые файлы и медленнее загружались по модему.

Тем не менее, компания приняла важные решения, задающие тон будущему PDF. После выхода в 1993 году, спецификации формата PDF стали доступны для всех. Хотя специфическая версия Adobe оставалась проприетарной, другие пользователи могли по своему усмотрению – «позволить ей стать стандартом де-факто», как выразился в обзоре формата 2018 г. вице-президент фирмы Adobe. Вскоре компания снизила плату за программное обеспечение для чтения, сосредоточившись исключительно на продукте для создания файлов, полагая, что чем больше людей смогут прочитать формат, тем привлекательнее он будет для создателей PDF-файлов.

Между тем, стремительное распространение Интернета и неуклонное повышение скорости загрузки пошли на пользу PDF. А в середине 1990-х годов его взял на вооружение один из ключевых пользователей — налоговая служба США. Для налоговой службы рассылка налоговых бланков более чем 100 миллионам домохозяйств была сложным и дорогостоящим предприятием. Предоставление форм для скачивания в надежном формате, таком как PDF, стало прорывом. Ярким примером этого стало исследование, показавшее ценность PDF для научных кругов, юридических фирм, медицины и других. Большую часть этой ценности составляла стабильность и универсальность формы, а именно, ее основное сходство с бумагой.

Конечно, одновременно компания Adobe работала над тем, чтобы сделать PDF лучше, чем бумагу. На протяжении многих лет в него постоянно добавлялись новые цифровые функции, начиная с поддержки основных гиперссылок, улучшенных полей ответа, интерактивных элементов и плагинов и заканчивая фирменной технологией сканирования, и заканчивая индивидуальными опциями цифровой подписи.

В 2008 году компания сделала решающий шаг в укреплении роли PDF: В июле 2008 г. формат PDF был закреплен в стандартах Международной организацией по стандартизации как ISO 32000-1:2008 (патент Adobe).
Тогда же компания Adobe предоставила бесплатно всем право производить, использовать, продавать и распространять документы в формате PDF.

Именно поэтому в настоящее время существует множество инструментов для создания PDF-файлов и устройств для чтения PDF-файлов, которые выходят за рамки продуктов Adobe, и именно поэтому формат кажется вездесущим. Если вы хотите сохранить документ Microsoft Word в формате PDF — это простой выбор, встроенный в программное обеспечение; если кто-то присылает вам PDF, вы можете просто открыть его в любом ридере, который вы указали, или в вашем ноутбуке или телефоне по умолчанию. Таким образом, хотя скромный PDF не является единственным электронным форматом документа в Интернете, он является абсолютно доминирующим.

И все это довольно неплохо сработало для Adobe и в плане бизнеса. «Как только мы сделали его доступным для всех, появился большой нимб», – говорит Парментер. Люди, естественно, ассоциируют PDF с Adobe. Действительно, многие люди считают, что Adobe по-прежнему каким-то образом владеет форматом, в то время как компания занимает одно место в соответствующем комитете ISO, что дает ей не больше власти, чем любому другому участнику в формировании стандартов формата. Формат PDF продолжает распространяться не потому, что Adobe или любая другая компания заставляет других использовать его, а потому, что «миллионы людей по всему миру просто делают свое дело.

Нет сомнений в том, что тесная связь с PDF была жизненно важна для долгосрочного успеха Acrobat – программного обеспечения Adobe для работы с документами. Несколько лет назад Adobe успешно перешла на «облачную» модель подписки для своих различных подразделений, а возможность создавать и редактировать PDF-файлы со всеми возможными наворотами с помощью Acrobat является центральным элементом предложения Document Cloud, которое, согласно последнему отчету о прибыли компании Adobe за 2020 финансовый год, принесло прибыль в размере 1,5 миллиардов долларов США. Стремление к оцифровке рабочих процессов, вызванное пандемией, только усилило роль PDF. Исследование, проведенное консалтинговой фирмой Forrester Research Inc. по заказу Adobe, показало, что расходы компании на процессы и инструменты для работы с цифровыми документами могут увеличиться в этом году более чем на 50%. В 2020 г. доходы и прибыль компании Adobe выросли повсеместно, а её акции поднялись с 333 до более чем 500 долларов.

Последние работы Adobe по созданию PDF-файлов были сосредоточены на адаптации этого формата к эпохе смартфонов. В конце прошлого года компания представила то, что она называет «жидким режимом», который изменяет формат PDF-файлов для облегчения чтения на экране телефона.

Что касается других направлений работ, то недавно Adobe упростил встраивание документов на веб-сайты и работает над возможностью включения трехмерной визуализации в PDF-файлы.

Но реальный ключ к господству PDF связан не столько с его будущим, сколько с его корнями.С самого начала он был задуман как легкий и совместимый, что означает, что формат будет оставаться по-прежнему удобочитаемым. По словам Adobe, даже самое первое поколение PDF-файлов остается читаемым для новейших инструментов чтения. Это решение, которое, кажется, было навеяно вдохновением: если вы берете в руки 100-летнюю книгу, вам не нужно загружать обновления, чтобы прочитать ее.

PDF «не похож на видеозвонок, когда нужны уточнения: «Вы меня слышите? Вы видите мой экран?». С PDF такого не бывает никогда — мы не склонны задумываться над тем, что просто работает. Мы задумываемся о чем-то только тогда, когда это не работает. И, к счастью, что касается PDF-файлов, то такое случается довольно редко.

Роб Уокер

Ведущий специалист в журнале «Marker» – издания Medium о пересечении бизнеса, экономики и культуры. Долгое время работал в Нью-Йоркском университете. Автор книги «Искусство заметить».

Наша миссия — обучать новым технологиям, открывать новые возможности и интегрировать современные автоматизированные решения в рабочий поток клиентов.

АДРЕС:

Россия:

12-1553, Зеленоград, 124683
Москва
ИНН: 7735176050

 

Estonia:

6, Sepapaja tn. 15551

Tallinn
REG.: 14724724

КОНТАКТЫ:

WhatsApp/Telegram/Viber:
+7.925.518.50.90
ask@amlabs.ru

Политика конфиденциальности

ПОДПИШИТЕСЬ СЕЙЧАС